Балкришна Доши: «Жизнь торжествует»
>Лауреатом Притцкеровской премии 2018 года (Pritzker Architecture Prize), ежегодно присуждаемой за значимые достижения в области архитектуры, впервые стал индийский архитектор, профессор Балкришна Доши (Balkrishna Doshi). В марте об этом объявил Том Притцкер (Tom Pritzker), председатель фонда Хаятт (Hyatt Foundation), спонсирующего эту награду, известную на международном уровне как аналог Нобелевской премии.
В сообщении Притцкеровского комитета о Балкришне Доши говорится: «Его работы в архитектуре, затрагивающие человеческую природу, глубоко личностны, ответственны и значимы». В течение последних 70 лет Доши – архитектор, градостроитель, педагог – очень многое сделал для распространения знаний об архитектуре как в Индии, так и в мире. Под влиянием таких мастеров ХХ века, как Ле Корбюзье и Луис Кан, он сумел интерпретировать архитектурные стили, трансформировав их в постройки, с уважением относящиеся к восточной культуре и в то же время способствующие повышению качества жизни в Индии. Начиная с 1950-х годов его нравственный и личностный подход к архитектуре в широком спектре стилей затрагивал жизни представителей всех социально-экономических слоев населения.
Балкришна Доши стал 45-м лауреатом Притцкеровской премии, отметившей в этом году 40-летие со дня основания. Вручение высокой награды состоялось 16 мая в Музее Ага Хана (Aga Khan Museum) в Торонто, Канада. На торжественной церемонии м-р Притцкер отметил: «Профессор Доши говорит, что дизайн превращает укрытия в дома, жилье – в общины, а города – в центры притяжения. Дело жизни Балкришна Доши действительно ставит акцент на миссии премии – демонстрировать искусство архитектуры и бескорыстно служить человечеству. Для меня большая честь вручать эту награду в ее 40-летний юбилей архитектору, который долгие годы работает на благо всех нас».
В ответном слове Доши, в частности, сказал: «Мои работы являются продолжением моей жизни, философии, мечты и попыткой создать сокровищницу архитектурного духа. Награждением этой престижной премией я обязан моему гуру – Ле Корбюзье. Его учение побудило меня подвергнуть сомнению вопрос об идентичности и заставило открыть новые современные способы выражения устойчивой среды, адаптированной к местным условиям. …Со всем смирением и благодарностью я хочу поблагодарить жюри Притцкеровской премии за это трогательное признание моей работы, приносящее глубокое внутреннее удовлетворение. Это еще раз подтверждает мою веру в то, что «жизнь торжествует, когда образ жизни и архитектура сливаются воедино».
Архитектура Доши исследует отношения между фундаментальными потребностями человека, конфигурацию связей между личностью и культурой, умение интерпретировать социально-бытовые традиции в контексте места и его окружения, а также через восприятие модернизма. Его проекты навеяны детскими воспоминаниями – сменой времен года, звоном колоколов в храмах… Он описывает архитектуру как продолжение тела, а его умение самым тщательным образом исследовать функцию, а также все, что касается климата, ландшафта и урбанизации, проявляется в выборе материалов, пересекающихся пространств и использовании природных и созвучных им элементов.
Архитектура Доши поэтична и в то же время функциональна. Проект Индийского института управления (Indian Institute of Management) в Бангалоре, 1977–1992, вдохновлен запутанными планами индийских городов и храмов, а потому организован как связанные друг с другом здания, галереи и дворы. Такое разнообразие пространств также обеспечивает и защиту от жаркого климата. Широкие коридоры с высокими стенами из кирпича, чередующиеся с зелеными дворами, дают возможность посетителям одновременно находиться в помещении и на открытом воздухе. Когда они идут по кампусу, Доши приглашает их открыть для себя эту среду, а также поразмышлять о том, как она может меняться.
В комментарии жюри 2018 года говорится: «На протяжении многих лет Балкришна Доши всегда создавал серьезную архитектуру, не показную и не следующую модным веяниям. Обладая глубоким чувством ответственности и стремясь внести вклад в развитие своей страны и своего народа, он создавал подлинную архитектуру высокого качества как для государственных структур и муниципальных служб, образовательных и культурных учреждений, так и для частных клиентов. …Доши остро чувствует окружение, в котором находятся его здания. Его решения принимают во внимание социальные, экологические и экономические аспекты, и поэтому его архитектура полностью вовлечена в устойчивое развитие».
Его студия в Ахмадабаде, созданная в 1980 году, называется Sangath, что можно перевести как «идущие вместе». Расположение общественных пространств, включая сад и открытый лекционный зал, подчеркивает отношение Доши к сотрудничеству и социальной ответственности. Сводчатые крыши, облицованные керамической мозаикой, травяные покрытия и заглубленные пространства снижают воздействие экстремальной жары. Традиционные мозаичные детали, напоминающие черепаший панцирь, вдохновили архитектора и на создание «Амдавад-ни-Гуфа» (“Amdavad Ni Gufa”) в Ахмадабаде, 1994, подземной художественной галереи, накрытой куполообразной крышей, в которой выставлены произведения знаменитого индийского художника Макбулы Фида Хусейна (Maqbool Fida Husain).
В 1989 году по проекту Доши был построен комплекс недорогого жилья «Арания» (Aranya Low Cost Housing) в Индауре, где в настоящее время живут более 80 тыс. человек. Это целая система домов и внутренних двориков в лабиринте улиц. Более 6500 жилищ – от скромных однокомнатных квартир до просторных домов – дают кров людям с низким и средним уровнем доходов. Пересечения и территории смешанного пользования способствуют изменчивости и быстрой приспособляемости к новым условиям жизни, типичным для индийского общества.
Другие заметные работы Доши включают научный институт – Центр экологического планирования и технологии (Centre for Environmental Planning and Technology, CEPT University) в Ахмадабаде, 1966–2012; культурные пространства, такие как Институт индологии (Institute of Indology), Ахмадабад, 1957–1962; жилые комплексы, среди которых дома Корпорации страхования жизни, или «Бима Нагар» (“Bima Nagar”), в Бангалоре, 1973; и др.
«Каждый объект вокруг нас, как и сама природа – свет, небо, вода, буря, – все пребывает в гармонии, – объясняет Доши. – И суть архитектуры заключается в гармонии. Моя работа – это история моей жизни, постоянно развивающейся, меняющейся и находящейся в поиске... стремясь умалить роль архитектуры и полагаться только на жизнь».
THE HYATT FOUNDATION / THE PRITZKER ARCHITECTURE PRIZE