Главная Новости Витрина красоты

Витрина красоты

>Витрина красоты

Во французском Монпелье в 14-й раз прошел Фестиваль живой архитектуры (Festival des Architectures Vives, FAV), который предлагает широкой публике необычный маршрут по историческим достопримечательностям, познакомиться с которыми можно через призму современного искусства. Собственное видение окружающего мира представляют команды молодых архитекторов, экспериментируя с пространством. Каждая из созданных ими инсталляций открывает диалог между наследием и сегодняшним днем. 

Фестиваль организуется с 2006 года Ассоциацией «Свобода действий» (Champ Libre) под председательством архитекторов Жака Бриона (Jacques Brion) и Элоди Нурригат (Elodie Nourrigat). В этом году он проходил под девизом «Красота» (“Beauty”) и привлек более 19 тыс. посетителей. Цель фестиваля заключается не только в том, чтобы продемонстрировать работы молодого поколения архитекторов, но и обнаружить неизведанные места в исторической части города, включая особняки и внутренние дворики, зачастую закрытые для публики.

В этом году команды-участницы, как французские, так и зарубежные, представили 16 временных инсталляций, четыре из которых были удостоены призов фестиваля. А его стартовым пунктом стал Павильон, где посетителей встречали и направляли по заданному маршруту. Здесь же можно было получить информацию о целях фестиваля, познакомиться с презентациями прошлых лет, а также проголосовать за лучшие работы.

Павильон 2019 сам по себе представлял художественную инсталляцию «Большая волна, или Неоправданные потери» (“THE BIG WAV(ST)E”), созданную компанией WASTE IS MORE, название которой можно перевести как «Отходы – это больше, чем…». Ее основатели – архитекторы Сирилл Реймс (Cyril Rheims) и Матье Коллос (Mathieu Collos) – убеждены в том, что экологическую грамотность можно повысить посредством более совершенного и доступного для восприятия дизайна. «Красота – это вопрос построения перспективы. Отходы обычно не считаются красивыми, но использование (переработка) может их облагородить. Пришло время рассматривать отходы как ресурс, а не как бремя. Банки со стерильной водой, используемой в больницах, потом не отсортировываются и, к сожалению, попадают на свалку (около 30 в день на одну больницу). Наша конструкция представляет собой 14 самонесущих арок, на каждую из которых ушло 60 банок, соединенных прутками с винтовой нарезкой. А посетителям фестиваля мы предложили создать небольшие интерактивные произведения, используя крышки от этих банок».

Приз жюри фестиваля (Jury Award FAV 2019) получила инсталляция «Образ трансформации» (“Transformé”) архитекторов Корали Казанова (Coralie Casanova) и Тибо Бронкарта (Thibaud Bronchart). Это созерцательное и радикальное произведение ставит под сомнение связь между сырьем и вмешательством архитектора и таким образом пробуждает красоту как результат творческого процесса. Здесь архитектура, а также скрытая сила присутствуют в самой материи; ее только нужно обнаружить. Песок, гигантская жемчужина и внутренний двор здания, причисленного к историческому наследию, – из этих трех элементов состоит инсталляция. Каждый из них воплощает в себе определенную стадию в цикле трансформации материи. Выполненные в единых пропорциях песок, жемчужина и внутренний двор вступают в диалог между первобытным материалом и преобразованным объектом, формами, созданными архитектором или смоделированными естественным законом тяготения. Каждый из элементов подчеркивает особенности другого – инсталляция предлагает медитативную атмосферу, которая приглашает посетителей искать красоту во многих ее аспектах.

«Золотая бабочка» (“Le Papillon d’Or”), созданная междисциплинарной командой в составе Кристины Нан (Cristina Nan), Дирсе Медины Пататучи (Dirce Medina Patatuchi) и Карлоса Бауза Мартинеса (Carlos Bausa Martinez), стала обладателем приза публики. Эта скульптурная параметрическая инсталляция, вдохновением для которой послужили движения зависающей в воздухе бабочки, представляет собой индивидуальную интерпретацию темы красоты, концентрируясь на абстрактной бабочке – символе свободы, эфемерности и изящества. Она была создана с намерением вызвать искреннее восхищение зрителей, благодаря использованию золотого дихроматического голографического винила, который преломляет свет, предлагая самые разные впечатления в зависимости от угла обзора. Непосредственное соседство современного компьютерного дизайна и исторического дворика создает напряжение, которое преобразует и переосмысливает как само пространство, так и пространственные впечатления посетителей за счет использования света и тени. Процесс проектирования и монтажа осуществлялся компьютерными методами. «Золотая бабочка» была изготовлена из полиэтилентерефталата (ПЭТ) и виниловых компонентов и установлена на минимальной поверхности.

Особого упоминания фестиваля удостоились две инсталляции. Первая – «Наше гнездо» (“Notre nid”) Максенса Гранжо (Maxence Grangeon), где посетителям предлагается построить гнездо из 50 тыс. бельевых прищепок. То есть эта инсталляция не имеет абсолютно законченного состояния и ставит каждого посетителя в центр этой живой архитектуры. В силу своего игривого, массового и эволюционирующего характера результат, таким образом, индуцирует тренды, временные рамки красоты. На ваших прищепках... приготовьтесь... пин-код!

Вторая – «Витрина» (“Showcase”) Лопеса Родригеса Энрике (Lopez Rodriguez Enrique) и Берриозабаля Арместо Иниго (Berriozabal Armesto Inigo), авторы которой задаются вопросом: в чем секрет красоты? Для многих ее источник – в самой природе. «Витрина» рассматривает природу как через микроскоп, используя бабочку и стрекозу как парадигму красоты. Симметрия, цвета и пропорции, гармония волнообразных движений и хрупкость крыльев делают их одними из самых грациозных существ. Но красота не длится вечно. Она эфемерна. И в неудачной попытке контролировать это люди решают заключить ее в тюрьму, заморозить, выставить в витрине... И вот насекомые, чрезмерно большие и в отрыве от контекста, парят во дворе, как будто в научном каталоге. Эта инсталляция приглашает публику оглянуться вокруг и найти красоту в окружающей природе. Она привносит во двор цветной рассеянный свет, создавая новое восприятие пространства и новый способ взглянуть на природу.

Festival des Architectures Vives