Ричард Роджерс – гражданин мира
>Золотой медали 2019 года (2019 Gold Medal) – высшей награды Американского института архитекторов (American Institute of Architects, AIA) – удостоен лорд Ричард Роджерс (Lord Richard Rogers), почетный член AIA. Золотая медаль ежегодно вручается человеку, внесшему значительный вклад в теорию и практику архитектуры. Роджерс признан в мире как профессионал, чье влияние на архитектурную среду переосмыслило ответственность архитектора перед обществом. От Центра Помпиду в Париже до нового небоскреба в Нью-Йорке работы Ричарда Роджерса оказали большое влияние на архитектурный дискурс, его самоотдача по отношению к городам, окружающей среде и человечеству принесла ему множество почестей, а имя прочно вошло в историю архитектуры.
«Он типичный конструктор, который стремится овладеть ремеслом и технологией строительства, чтобы использовать их в своих эффективных зданиях, изобретая при этом выразительный архитектурный язык, – написал Моше Сафди (Moshe Safdie) в поддержку номинации Роджерса на Золотую медаль. – Еще до того, как это стало модно, он был экологом, который уже в начале своей карьеры признавал проблемы, связанные с энергосбережением и изменением климата, разрабатывая инновационные решения».
Роджерс родился во Флоренции, но архитектурное образование получил в Школе архитектуры Архитектурной ассоциации в Лондоне и в Йельском университете. Его взгляд на профессию остался настолько же утонченным, как и в юности. Центр Помпиду – один из его самых ранних проектов, который он разработал с Ренцо Пиано (Renzo Piano), может гордиться чертами, которые стали визитными карточками произведений Роджерса начиная с середины 1960-х годов. Структура, технологии и отказ от монументализма смешиваются в том, что рассматривается как нечто среднее между «информационно-ориентированной компьютеризированной Таймс-сквер и Британским музеем». Этот проект изменил взгляд на музеи как элитарные учреждения на восприятие их как мест социального и культурного обмена, глубоко встроенных в самое сердце городов.
С тех пор Роджерс не раз доказывал, что он является прозорливым проектировщиком, урбанистом, правозащитником и гуманистом, потому что он архитектор. В Лондоне, где особенно чувствуется его влияние, план города и образ жизни после Олимпиады-2012 является свидетельствами его вдумчивости, сохранившись при двух мэрах лишь с незначительными изменениями.
«Ричард Роджерс – это друг, спутник в путешествии по жизни, – написал Пиано, поддерживая номинацию Роджерса. – Он также состоялся как великий архитектор, и не только. Он проектировщик, которого привлекает сложность городов и хрупкость земли; гуманист, интересующийся всем (от искусства до музыки, людей, общин и еды); неиссякаемый исследователь мира. И есть еще одно, кем он мог бы быть, – поэтом».
Роджерс как основатель и директор Rogers Stirk Harbour + Partners занимается проектами, которые дают новый импульс общественной среде. Его здания известны своей детализированной строгостью, чрезвычайной приспособляемостью и технологической устойчивостью. Шесть руководящих идеалов фирмы – а это контекст, общественные пространства, понятность, универсальность, энергия и командная работа, слияние ремесла и социальной миссии – находят свое проявление в каждом проекте. Его последние работы, включая прославленный терминал-4 в мадридском аэропорту Барахас (Terminal 4 at Madrid’s Barajas Airport) и недавно завершенный небоскреб «Всемирный торговый центр 3» (3 World Trade Center), демонстрируют мастерство Роджерса в создании городских зданий и фирменный архитектурный почерк.
Его работы отмечены почти всеми главными архитектурными наградами, включая Королевскую золотую медаль RIBA (RIBA Royal Gold Medal), 1985, Притцкеровскую премию, 2007, премию Стирлинга (Stirling Prize), 2006 и 2009. Роджерс является лауреатом архитектурной Премии Японской художественной ассоциации (Praemium Architecture Laureate by the Japan Art Association), 2000. В 1991 году он посвящен королевой Елизаветой II в рыцари, а с 1996 года заседает в качестве пэра от лейбористской партии в Палате лордов.
«Мы знаем, что архитектура – это область знания с огромными политическими и социальными последствиями, – написал лорд Питер Палумбо (Lord Peter Palumbo). – И сегодня мы чествуем Ричарда Роджерса, гуманиста, который напоминает нам, что архитектура – самое общественное из искусств. На протяжении своей долгой, инновационной карьеры Роджерс демонстрирует нам, что, возможно, самая важная роль архитектора – это роль прогрессивного гражданина мира».
За свою профессиональную жизнь, которая охватывает пять десятилетий, Роджерс всегда олицетворял собой идеального архитектора: невероятно талантливый проектировщик, чья деятельность оказала глубокое и долгосрочное влияние на людей, которым он служил.
American Institute of Architects