Главная Новости Нотр-Дам-де-Пари – часть французской судьбы

Нотр-Дам-де-Пари – часть французской судьбы

>Нотр-Дам-де-Пари – часть французской судьбы

Вечером 15 апреля 2019 года мир затаил дыхание, когда пламя охватило собор Парижской Богоматери – один из главных символов Парижа. Когда огонь наконец был потушен, выяснилось, что здание серьезно повреждено, оставшись без крыши и шпиля. К счастью, интерьер и многие бесценные артефакты удалось сохранить.

Сразу же после разрушительного пожара премьер-министр Франции Эдуард Филипп объявил международный архитектурный конкурс на реконструкцию собора Нотр-Дам, которая, по оценкам, обойдется в €1 млрд. Французский Сенат одобрил правительственный законопроект о реставрации, но добавил пункт о том, что собор должен быть восстановлен к Олимпиаде 2024 года в Париже и точно в том же состоянии, в каком он был до пожара. Это противоречило призыву к «изобретательной реконструкции», прозвучавшему из уст президента Франции Эмманюэля Макрона, тем не менее некоторые архитекторы уже предложили свои варианты восстановления собора, в том числе и весьма радикальные.

Нотр-Дам строился почти 200 лет, начиная с середины XII века, но шпиль высотой 93 м появился только в середине XIX века в ходе масштабных реставрационных работ, которые велись под руководством известного парижского архитектора, основоположника архитектурной реставрации Эжена Виолле-ле-Дюка (Eugène Viollet-le-Duc). Ему же принадлежит идея галереи химер на фасаде собора, статуи которых были установлены на верхней площадке у подножия башен. «Реставрировать здание, – писал он, – не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит восстанавливать его завершенное состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени». 

Очевидно, такого же подхода придерживаются и организаторы народного конкурса по восстановлению собора, объявленного независимым издательством GoArchitect, которые уверены в том, что каким быть собору, должен определить народ. «Нотр-Дам – это не просто здание, это свидетель истории и памятник, который оказал влияние на поколения, – говорит генеральный директор GoArchitect Джошуа Санабриа (Joshua Sanabria). – Нотр-Дам был собором для народа, и на его будущее должен влиять народ. Люди сами могут выбрать восстановить его точно таким, каким он был, или они могут выбрать какой-то другой вариант, – важно, что им дается шанс решить это». Прием заявок на конкурс еще продолжается, а победители будут объявлены 30 июля 2019 года, но уже известны предложения ряда архитекторов о том, каким они видят собор после реконструкции. 

Парижский архитектор Винсент Каллебо (Vincent Callebaut), известный своими футуристическими зелеными проектами, представил проект «Палингенез» (Palingenesis), что означает «сохранение в эволюции черт далеких предков», цель которого состоит в том, чтобы естественным образом объединить крышу и шпиль. Первоначальная геометрия 10-метрового аттика с вытянутыми скатными крышами с уклоном 55° была соблюдена, чтобы сформировать вертикальный шпиль, увенчанный фигуркой петуха, неофициального символа Франции, оставаясь при этом «духовным громоотводом» и «защитником верующих». 

Главная идея этого проекта – превращение собора в здание с положительным энергобалансом, то есть производящее энергию, тепло и вентилируемое естественным образом. Деревянный каркас аттика будет покрыт многослойным кристаллическим стеклом ромбовидной формы, которое поглощает свет, превращая его в энергию. А энергия, аккумулируемая в водородных топливных элементах, будет перераспределяться по всему собору. В аттике со шпилем образуется тепловое буферное пространство, в котором зимой будет собираться горячий воздух, чтобы лучше изолировать собор, а летом – свежий за счет суммарного испарения воды растениями в саду, посвященном созерцанию и медитации. Использование методов аквапоники и пермакультуры позволит производить до 25 кг фруктов и овощей на 1 кв. м в год. Таким образом, на крыше можно будет собирать до 21 тонны продукции и распределять ее бесплатно. Для этого каждую неделю во дворе собора будет проходить фермерский рынок.

Похожее решение предложила парижская Studio NAB – воссоздать существовавшую конструкцию по форме, но изменить ее по сути, устроив на крыше теплицу, что будет заключать в себе восстановление биоразнообразия, обучение и сплоченность. Цель проекта «Размышление» (Réflexion) в том, чтобы «прочно обосноваться в своем времени, но обращаться к будущему, представляя наше время». Теплица поможет профессиональной интеграции малоимущих и обездоленных посредством их обучения методам круглогодичного ведения городского сельского хозяйства и садоводства, а также воссоединению детей с природой в ходе их участия в образовательных программах. Пчелы, которых разводили в соборе с 2013 года, могли бы вернуться сюда вновь, заняв центральный улей в шпиле, а обучение пчеловодству позволило бы производить в больших масштабах фирменный «мед Нотр-Дам-де-Пари». Сгоревший дубовый каркас можно использовать повторно для создания кадок, цветников и других предметов, необходимых для оборудования теплицы, что явилось бы знаком принятия неизбежного хода событий, а также образным выражением связи между старым и новым.

Утопическое предложение австралийского архитектора Валентино Гарери (Valentino Gareri) заключается в том, чтобы сделать новую крышу Нотр-Дама в виде куполов, пространство под каждым из которых будет наделено отдельной функцией. Универсальность этих объемов позволяет разместить в них самые разные культурные и рекреационные объекты. Например, это может быть защищенный от непогоды парк на крыше, из которого откроются впечатляющие виды на город. Или музей реликвий собора, или выставочный павильон, или пространство для оркестровых концертов. Как считает архитектор, купола всегда были частью собора как его невидимая сущность, а с этим предложением они могут обрести свое видимое воплощение. 

После пожара в соборе Парижской Богоматери на вершину списка бестселлеров Amazon во Франции поднялся роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (“Notre-Dame de Paris”) в его оригинальной версии, первый исторический роман на французском языке, изданный в 1831 году. Он был написан Гюго с целью вывести в качестве главного героя готический собор Парижа, который в то время собирались снести либо модернизировать. Вслед за выходом романа во Франции, а затем и по всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников. 

Пожар в соборе Парижской Богоматери 2019 года болью отозвался в сердцах миллионов людей по всему миру. Сразу же начали поступать пожертвования на его восстановление как от крупных бизнесменов, так и от обычных граждан. Только за первые полдня сбора средств сумма пожертвований составила €600 млн. Нет сомнений, что собор будет восстановлен, ведь, по словам президента Макрона, он «часть французской судьбы». 

ArchDaily