Поэзия брутализма
Этот архитектурный стиль периода 1950–1970-х годов называют «брутализмом» или «необрутализмом», что по сути одно и то же. Его отправной точкой принято считать работы супружеской пары архитекторов из Великобритании – Элисон и Питера Смитсонов (Alison and Peter Smithson). Именно они впервые употребили этот термин в теоретических работах и статьях, описывая собственные архитектурные проекты начала 1950-х годов. К зарождению брутализма имел отношение и Ле Корбюзье. Архитектор называл технологию обработки наружных поверхностей зданий, примененную им во многих постройках послевоенного периода, французским термином “beton brut”, или «необработанный бетон». Именно этот термин впоследствии лег в основу названия стиля «брутализм».
Влияние Ле Корбюзье на развитие брутализма в Великобритании было не только теоретическим, но и вполне практическим. Несмотря на то что французский мастер швейцарского происхождения так и не построил в этой стране ни одного здания, его проекты, реализованные в других частях мира, оказали непосредственное влияние на британских бруталистов. Дома Жауль (Maisons Jaoul) из простого красного кирпича в предместье Парижа, которые считают его первой бруталистской работой, эксперименты с «коллективным жильем» – «жилая единица» (“Unite d’habitation”) в Марселе, применение железобетона стали символом надежды на создание новой послевоенной архитектуры.
Любопытно, что супруги Смитсоны входили в Группу-X (Team-X) и были оппонентами Ле Корбюзье по CIAM (фр. – Congrès International d’Architecture Moderne, или Международный конгресс современной архитектуры), призывая отказаться от механистического подхода, характерного для раннего модернизма, который поддерживал и французский зодчий, в пользу гуманистического взгляда на архитектурное проектирование. Бруталистская архитектура, по их мнению, должна была «стараться противостоять обществу массового производства, пытаясь извлекать строгую поэзию из сложных и мощных действующих сил».
Текст: Елизавета Клепанова
С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь
Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала.