«Квартал XXI века»: яркий образ современного города
Сейчас трудно сказать, почему в начале ХХ века в самом сердце Иркутска у центрального сквера с ансамблем Спасской церкви, собора Богоявления и католического костела построили городскую электростанцию, к которой в 1960-х годах пристроили огромную полосатую трубу, доминирующую на городском горизонте и девальвирующую своей массой роль и значение исторических доминант. Но ситуация меняется – в ближайшие годы на этом месте появится современный «Квартал XXI века», где будут офисы, жилье, торгово-развлекательные центры и зал симфонической музыки, инициатором создания которого является уроженец Иркутска, всемирно известный русский пианист Денис Мацуев.
Cовременный тренд по выводу промышленных предприятий из центральных районов российских городов стал результатом рыночной оценки отдачи от конкретных заводов и фабрик относительно реальной стоимости земли на занимаемых ими участках. Общепринятый международный термин brownfield redevelopment (редевелопмент заброшенных промзон) указывает на реконструкцию территории, загрязненную в результате многолетней деятельности промышленных предприятий.
В европейских городах редевелопмент промзон начался несколько десятилетий назад (в 1980-х годах) с вступлением в постиндустриальную эру, когда промышленные производства массово выводились в азиатские страны с дешевой рабочей силой, а бывшие заброшенные территории стараниями девелоперов превращались в сверкающие стеклом офисные даунтауны. В случае с историческими фабриками старые кирпичные цеха часто реконструируются под лофты креативных кластеров. В Москве со строительством Сити и реконструкцией многих заводских территорий этот процесс уже практически переходит в заключительную фазу, в Санкт-Петербурге он в самом разгаре, в Иркутске же – в самом начале.
Вывод загрязняющей среду промышленности за пределы города является ключевой задачей экологов и городских властей, и любой такой проект, по сути, является зеленым. Кроме того, на данном участке планируется устройство новой набережной посредством намыва и последующего берегоукрепления с пробивкой проезжей части Цесовской набережной.
С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь
Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала.
Текст: Филипп Никандров, главный архитектор ЗАО «ГОРПРОЕКТ»