Главная Новости Крыло Сэйнсбери – образец архитектурного совершенства

Крыло Сэйнсбери – образец архитектурного совершенства

>Крыло Сэйнсбери – образец  архитектурного совершенства

Американский институт архитекторов (American Institute of Architects, AIA) объявил победителя ежегодной премии «Здание 25-летия» (Twenty-five Year Award), – им стало крыло Сэйнсбери Лондонской национальной галереи (Sainsbury Wing at the National Gallery in London), возведенное по проекту Venturi, Scott Brown and Associates (VSBA) в 1991 году. Эта награда присуждается зданию, создавшему прецедент с точки зрения архитектурного дизайна и знаковости, которое и сегодня отвечает самым высоким стандартам.

Роберт Вентури (Robert Venturi, FAIA), 1925–2018, и Дениз Скотт Браун (Denise Scott Brown, FAIA), род. 1931, – основатели VSBA – стремились установить взаимосвязь между новым и историческим зданиями галереи, одновременно подчеркнув принадлежность первого к актуальной архитектуре того времени. Созвучное итальянскому маньеризму, крыло Сэйнсбери демонстрирует утонченное и в то же время ироничное понимание авторами современного состояния архитектуры при тщательном анализе ограничений, накладываемых условностями классического стиля. VSBA выиграла международный конкурс на расширение Национальной галереи, когда он был организован уже во второй раз, поскольку результаты первого вызвали яростное недовольство принца Чарльза. У Роберта Вентури и Дениз Скотт Браун сначала тоже были свои недоброжелатели, но их предложение было поддержано руководством галереи, а также известным британским журналистом Саймоном Дженкинсом (Simon Jenkins), который назвал крыло «зданием, которое подтверждает свое присутствие на большой площади, органично вписываясь в окружающий городской пейзаж». И впоследствии он рассматривал его как одну из лучших галерей ХХ века. 

Вентури и Скотт Браун поставили задачу стилистически связать новое крыло с Национальной галереей – «Храмом искусств» архитектора Уильяма Уилкинса (William Wilkins), но сохранить при этом его идентичность в качестве произведения современной архитектуры. Рядом с галереей находился участок неправильной формы, окруженный узкими улочками и пешеходной Юбилейной аллеей, которая соединяла Трафальгарскую площадь с Лестер-сквер. Архитекторы задумали новое крыло как отдельное здание, которое соединялось бы с галереей переходом, конструктивно связанным с аллеей. Расположение крыла было неотъемлемой частью дизайна – «сэндвич с ветчиной и сыром, скрепленный зубочисткой», как называла это Дениз. Подход архитекторов к тесной площадке в средневековой застройке заключался в том, чтобы расположить этажи один над другим, создавая прямоугольные пространства на угловом участке. Вторя историческим мотивам на фасаде здания Уилкинса, Вентури и Скотт Браун использовали эти элементы инновационным путем. Особенно впечатляет, как пилястры коринфского ордера на фасаде крыла Сэйнсбери накладываются друг на друга у стеклянного ограждения Юбилейной аллеи, в то время как на входе большие прямо­угольные проемы и колонны, являющиеся частями стены, формируют новые архитектурные ритмы, которые проистекают из близости этого дуэта к Палладио, Аалто и раннему модернизму. Возведенная из того же портландского известняка, что и здание Уилкинса, новая постройка соответствует ему и по высоте карниза. Как отмечал Вентури, крыло – это «гармония между старым и новым и неоднородными пространствами – через аналогию и противопоставление внутри сложного целого». В отличие от главного здания, построенного в 1838 году в неоклассическом стиле, вход в галерею Сэйнсбери осуществляется непосредственно с уровня земли, что делает ее доступной абсолютно для всех. Это очень важно, так как музеи по всему миру стараются привлекать в свои стены самых разных посетителей. И внутри здание очень удобно спланировано, обеспечивая легкий доступ к выставочным залам и другим музейным пространствам, включая ресторан, интерактивный информационный центр и лекционную аудиторию на 350 мест. В крыле Сэйнсбери площадью более 11 тыс. кв. м экспонируется одна из самых посещаемых в мире коллекций живописи периода раннего италь­янского и северного Возрождения. Дополнение к Национальной галерее получилось одним из самых изысканных примеров постмодернистской архитектуры, сочетая в себе и модернизм, и английский классицизм, и современный стиль из стекла, стали и камня. 

Оригинальный дизайн здания в основном остается нетронутым, несмотря на то что с момента завершения строительства имели место небольшие переделки. В 2018 году «Историческая Англия» (Historic England), исполнительный орган британского правительства, ответственный за охрану исторической среды, присвоил крылу Сэйнсбери статус особо охраняемого объекта 1-й степени (Grade I), подняв его на уровень самых знаковых зданий в стране с точки зрения архитектуры. Здание, построенное Робертом Вентури, лауреатом Притцкеровской премии 1991 года, не впервые стало обладателем «Премии 25-летия». В 1989 году эту премию получил Дом Ванны Вентури (Vanna Venturi House) в Филадельфии, спроектированный им для своей матери в начале 1960-х, – одно из первых выдающихся произведений в стиле постмодернизма. 

American Institute of Architects