Дизайн теплового потока
В предыдущем номере журнала («Зеленые здания», № 2, 2013) мы начали публикацию глав из книги «Устойчивая архитектура в Японии: ответы на вызовы времени, 1900–2010 и после» (“Sustainable Architecture in Japan: The Continuing Challenge 1900–2010 & Beyond”), изданной к 110-летнему юбилею компании Nikken Sekkei. Предлагаем вашему вниманию главу «Тепло» (Heat), в которой рассматриваются современные методы поддержания температуры, комфортной для пребывания человека.
В японском языке слово «теплый» обычно используется для передачи физиологических ощущений, а также человеческих эмоций. Еще десять лет назад словом «холодный» описывались вещи рациональные или очевидные, а также безразличные или циничные. Слова «сердечный» и «хладнокровный» были антонимами. Однако сегодня слово «холодный» потеряло свою негативную окраску. Более того, исчезли и ассоциации с телесными ощущениями, и зачастую оно используется для характеристики зрительного восприятия тех или иных вещей.
Но потеряло ли слово «теплый» свое чувственное значение? Стали ли эти семантические изменения результатом смещения наших приоритетов в сторону визуальной культуры? Будет ли ее дальнейшее развитие вызывать снижение физических ощущений? Очевидно, снижение чувствительности, что доказывают эти семантические сдвиги, является причиной для беспокойства.
После эпохи потребления энергии
ХХ век был мифологической эпохой в потреблении энергоресурсов. Недорогая энергия появилась в результате широкого распространения инновационных технологий, включая системы отопления, охлаждения и кондиционирования воздуха. Хотя эти технологии и явились большим благом, они породили высокую нагрузку на окружающую среду, что поставило под угрозу саму способность выживания общества в ближайшем будущем.
Качество искусственного климата также оставляет большой простор для совершенствования. Самый простой подход для обеспечения стабильного температурного режима внутри помещений – это изоляция зданий от внешней среды, подверженной резким климатическим колебаниям. Однако этот подход слишком ограничивает пространство, делая его однородным и скучным. В некоторых случаях люди, работая в таких помещениях, демонстрируют тревожно низкий уровень интеллектуальной продуктивности. Более того, существуют убедительные доказательства того, что некорректируемая искусственная среда подавляет чувственные ощущения. Другими словами, самый прямолинейный способ сокращения потребления энергии в зданиях имеет побочный эффект в виде снижения качества архитектурной среды. Как можно решить эту дилемму?
С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь
Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала
Текст: Юисиро Кадама (Yuishiro Kadama)
Материалы предоставлены Nikken Sekkei