Дом с ресничками
Концептуальной основой этого проекта явилось желание его авторов создавать архитектуру на стыке природы и технологий. Архитектуру, вдохновением для которой могут стать форма, цвет, движение из окружающего нас мира, и которая может воплотиться в умном интерактивном здании, подобном живому организму. Именно таким они увидели жилой дом в Лиме, Перу, названный «Живые окна» (Animated Apertures). Впрочем, это вольный перевод, правильнее было бы сказать: «движущиеся апертуры» (диафрагмы) – по аналогии с конструктивными элементами объектива, регулирующими количество проходящего через него света.
Эстетика дизайна, основанного на принципах цифрового проектирования, как считают архитекторы, не приемлет однородности и сглаженности параметров, а, напротив, стремится подчеркнуть несоответствие, искажение и деформацию в рамках более масштабной общей идеи. «Живые окна» родились как исследовательский дизайн-проект, целью которого было переосмыслить «ДНК» окон с точки зрения их функционального назначения, конструктивных элементов, внешнего вида и применить эти знания к типологии многоэтажного жилья, расширив границы архитектуры и городского дизайна.
Кроме своей конфигурации и расположения, окна, или отверстия в стенах здания для доступа воздуха и света, являются одним из наиболее важных компонентов для этого типа строительства. Они обладают потенциалом, способным кардинально изменить пространственное восприятие каждого жилого помещения, а также внешний вид всего здания в сравнении с окружающей застройкой.
Особенности проекта
Согласно данному проектному решению, окно – это не плоская застекленная поверхность, а трехмерный объект, который инсталлирован в массу здания. Отверстия (апертуры) обладают направленной геометрией, а именно – связаны с определенными точками в городском контексте: землей, небом, горизонтом, достопримечательностями, а также являются переходным пространственным элементом между интерьером и фасадом.
Оконная рама – это еще один компонент, который был проанализирован заново не только с точки зрения его формы (прямолинейная или аморфная) или ориентации (горизонтальная, вертикальная или диагональная), но и границ. В истории архитектуры есть несколько примеров, когда границы здания намеренно «растворялись» или «размывались», как, например, в случае с «Домом самоубийцы» Джона Хейджика (John Hejduk’s House of the Suicide), находящимся в собрании Музея американского искусства Уитни (Whitney Museum of American Art) в Нью-Йорке.
Авторы хотели применить эту идею, прежде всего, к оконной раме, которая обычно выглядит как четко выделенный кадр в жестком контуре. Цель состояла в том, чтобы создать раму, очертания которой тоже могут «размываться» за счет изменения положения особым образом устроенных жалюзи в виде «ресниц», окружающих ее по контуру. Они способны двигаться, реагируя на внешние силы, такие как солнце и ветер, используя скрытый потенциал энергетического обмена между природной и антропогенной (искусственно созданной) средой. Эти концептуальные идеи стали побудительными мотивами процесса проектирования этого здания.
С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь
Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала
Материалы предоставлены B+U Architects