Особенности зеленого потребления
Тезис классической экономической школы о том, что спрос рождает предложение, имеет прямое отношение как к зеленой архитектуре в целом, так и к зеленому строительству и зеленым технологиям. Если потребители не б удут разделять эти идеи, усилия экологов результатов не принесут. Но набирает силу движение за зеленое потребление, или зеленый консьюмеризм (green сonsumerism). Большей частью оно связано с продуктами питания, но и зеленые здания сегодня становятся вполне конкурентоспособным товаром.
На Западе термин «зеленый консьюмеризм» понимается как весьма демократичная стратегия спасения планеты путем отказа от избыточного потребления, приобретения только экологически чистых продуктов и информирования друг друга об их преимуществах. В общих словах это означает, что каждый человек должен иметь не только желание, но и возможность оценить тот или иной продукт, технологию или свои действия с точки зрения их влияния на экологию.
Безусловно, есть общие тенденции, такие как обеспокоенность загрязнением окружающей среды, истощением запасов природных ресурсов и т. д., но в каждой стране мира на поведение потребителей накладывают свой отпечаток особенности ее исторического развития, географическое положение и состояние экономики.
В США, где сильны традиции предпринимательства, усилия частных компаний и инновации в строительстве уже привели к появлению на рынке разнообразных зеленых товаров и услуг. К ним относится широкий спектр товаров – от органических продуктов питания (оrganic foods), то есть, выращенных или произведенных без использования пестицидов, синтетических минеральных удобрений, искусственных пищевых добавок и ГМО, до экологически безопасных стройматериалов. Первоначально такие продукты предлагали мелкие фирмы или индивидуальные производители, но крупные корпорации, такие как Home Depot, Ford, General Electric и др. перехватили инициативу и сами «сели за руль большого автобуса зеленого потребления».
Энтузиасты экологического движения еще существуют, но их влияние значительно уменьшилось по сравнению с могуществом крупного бизнеса. В целом это явление позитивно, поскольку именно массовое производство делает зеленые продукты доступными для широких слоев населения. Потребление экопродукции растет во всех странах, но в США оно достигло наибольших масштабов, чему способствует и значительное увеличение ее производства.
В то же время и здесь различия между регионами весьма существенны. Так, штаты, находящиеся на северозападном, Тихоокеанском, побережье более экопродвинуты, чем остальные. Развитию зеленого бизнеса способствует и экологическое законодательство, которое большей частью принимается не на национальном уровне, а на уровне администрации штата. Американский оттенок зеленого – самый глубокий, но это лишь часть мирового спектра.
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Текст: Владимир Болдырев