Пассажирский терминал «Адлер»: энергоэффективность, безопасность, комфорт
Для обеспечения участников и гостей XXII зимних Олимпийских игр удобным транспортным сообщением в Сочи было реализовано шесть железнодорожных проектов, крупнейший из к оторых – железнодорожный вокзал в Адлере. В период Игр он служил «олимпийскими воротами», ежечасно принимая и обслуживая тысячи пасажиров. Торжественное открытие терминала состоялось в октябре 2013 года. На скоростном поезде «Ласточка» на станцию прибыли Президент РФ Владимир Путин и президент Международного олимпийского комитета Томас Бах, который и принимал эту работу. Станция Адлер превратилась в транспортный хаб, где сходятся железнодорожные, авиационные, автомобильные, а в будущем и морские пути, открывая Сочи не только Росси, но и всему миру.
Лучший комплексный проект года
Уникальна архитектурная концепция адлерского вокзала – впервые в России реализован проект интермодального хаба, который объединяет в себе сразу несколько функций и где сходятся пути различных видов транспорта. Чтобы оценить масштабы этого проекта, мы встретились с его авторами – Алексеем Даниленко (главным архитектором проекта) и Евгением Станововым (заместителем главного архитектора проекта).
Алексей Петрович, расскажите, как начиналась работа над этим проектом.
Работа над проектом нового вокзала в Адлере началась в 2009 году, и, хотя с тех пор он претерпел существенные изменения, основные принципы были заложены еще тогда. На этом участке существовал целый ряд градостроительных ограничений. В частности, очень тесная привокзальная площадь, возможности которой и по транспортному, и по пешеходному движению давно были исчерпаны. На берегу находился рыбозавод, который на тот момент уже не работал, но закрывал собой вид на море, рушил силуэт, рушил масштаб, словом, исключительно негативно «работал» на пространство. Здесь была хаотичная жилая застройка и эллинги для малых морских судов, а венчал картину завод по производству бетонных тетраэдров для укрепления дамб. Цемент скрипел на зубах пассажиров, выходящих из поездов на перрон станции Адлер, а их взорам открывалось застроенное бараками пространство. Набережной не было видно вовсе – только таблички и шум волн указывали на то, что где-то рядом Черное море.
Как родился архитектурный образ нового вокзала?
Первоначальная идея, близкая к морской теме, родилась сразу: вокзал должен был чем-то напоминать судно на подводных крыльях, которое, покинув морскую среду, оказалось на суше. Мы предложили здание конкорсного типа, то есть здание-мост, расположенное над железнодорожными путями, перпендикулярно их направлению. Одна его часть опиралась о землю с одной стороны железнодорожных путей, а другая – с противоположной, ближе к побережью. Между опорными частями в виде связки-моста и располагался главный терминал железнодорожного вокзала, так называемый конкорс. Постепенно проект обретал плоть, уточнялся, становилось ясно, что можно улучшить его параметры, сделать более просторным и светлым, приблизить новое здание к известным западным образцам…
Мы посетили уже построенные вокзалы в крупнейших городах Европы, «почувствовали» их композицию, технологию обслуживания пассажиров, своими руками потрогали применяемые отделочные материалы. И это дало свои результаты – понимание того, каким должно быть здание, стало четким и ярким. Разумеется, типология конкорса сохранилась, но объем главного операционного зала удалось увеличить в три раза, интегрировать в вокзал парковку и необходимые по нормам комнаты длительного отдыха, а фактически отель. Образ нового вокзала трансформировался в волну, которая накатывает на берег; соответствующим образом изогнута и кровля, переходящая в закругленный, ниспадающий к земле остекленный фасад, по которому «случайно» разбросаны декоративные цветные панели, символизирующие морскую пену.
С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь
Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала.
Беседовала: Кира Иванова
Иллюстративные материалы предоставлены Алексеем Даниленко, Евгением Станововым, компанией Engex