Тенденции развития мультизональных систем кондиционирования воздуха
В начале 1970-х годов перед разработчиками систем кондиционирования остро встал вопрос о возможности использования энергоэффективного оборудования в зданиях средней и большой площади. В то время наиболее популярным и традиционным решением на объектах, где требовалась высокая холодопроизводительность, являлись холодильные воздушно- водяные системы, в которых охлажденная и нагретая вода циркулировала в трубопроводах по всему зданию и с помощью фэнкойлов охлаждала или нагревала воздух в помещениях. сегодня положение изменилось.
Известно, что на долю климатического оборудования приходится существенная доля потребляемой электроэнергии, вплоть до 50% от общих энергозатрат здания, именно поэтому проблема высокой стоимости эксплуатации задала вектор для создания оборудования с принципиально другой логикой работы и управления. Второй предпосылкой послужил ряд технических ограничений на использование бытовых и мульти сплит-систем. Это касалось как строго установленного лимита трасс, которые не должны были превышать 25 м, так и небольшого количества внутренних блоков, подключаемых к одному наружному.
Таким образом, в 1982 году на рынке появилась первая в мире VRV (variable refrigerant volume – переменный объем хладагента) система, которая принципиально отличалась от предшественников тем, что в ней используется единая сеть фреонопроводов, к которой подключаются внутренние блоки, тогда как в традиционных кондиционерах подключение осуществлялось от наружного блока к внутреннему (внутренним) индивидуально. Отличий от холодильных машин, разумеется, огромное количество, но главным можно назвать отсутствие промежуточного теплоносителя, что позволило в значительной степени превзойти чиллеры по показателям энергоэффективности. Несмотря на увеличенные длины трасс и более высокую технологичность, первые модели мультизональных кондиционеров были близки к характеристикам современных мульти сплит-систем и могли обслуживать не более 16 внутренних блоков одновременно.
В России системы VRV или VRF (variable refrigerant flow – переменный поток хладагента) долго не могли найти себе место, и реальной альтернативой выступали, с одной стороны, обычные «сплиты», с другой, когда требовалась высокая холодопроизводительность, – холодильные машины. На тот момент приобрести несколько десятков сплит-систем и установить их было гораздо выгоднее экономически, как при первоначальных затратах, так и при эксплуатации. Стоимость также играла роль и при выборе чиллеров, их монтаж и обслуживание обходились дешевле по сравнению с мультизональными кондиционерами.
Однако проблема заключалась не только в стоимости и монтаже. Предыдущие поколения VRF, во-первых, имели существенные ограничения по количеству подключаемых внутренних блоков и длин трасс; во-вторых, имели весьма простую автоматику с примитивным функционалом по самодиагностике и анализу работы; в-третьих, специалистов должного уровня, которые могли бы качественно обслуживать VRF, в России, практически, не было. Логично предположить, что крайне высокая стоимость, малое количество подключаемых внутренних блоков и небольшая протяженность трасс, а также низкая квалификация специалистов, являлись существенными препятствиями для заказчика.
Сегодня, спустя более 30 лет с момента появления первой мультизональной системы кондиционирования воздуха, неизменным остался только принцип работы – общая сеть фреонопроводов, к которой подключаются внутренние блоки. Цены значительно снизились, а само оборудование стало гораздо технологичнее и совершеннее, время на его проектирование занимает всего несколько часов, а монтаж и обслуживание выполняются более качественно и надежно.
Полную версию статьи Вы можете скачать здесь
Статья подготовлена техническим отделом компании LG Electronics